Консультация для учителей

ГБОУ РО «Каменский генерала Ф.П. Денисова
казачий кадетский корпус
»

(в связи с изменением статуса ОУ сайт  находится в разрабоке)

Консультация для учителей

 

Рекомендации для учителя 1 класса

Смешение оппозиционных звуков и соответствующих букв  [с] – [ш], [с] – [ц], [п] – [б], [с] – [з] …

Предпосылками смешения звуков могут быть либо нарушения развития речевых анализаторов, либо недостаточное их развитие.

Этот вид ошибок может быть спровоцирован и нечёткой  артикуляцией, при этом у ребёнка  необязательно оказывается нарушенным звукопроизношение. Он может произносить звуки правильно, но если артикуляционные движения слабые и вялые, темп речи чересчур замедлен или, наоборот, слишком быстр, если он говорит на вдохе, то и сигналы, поступающие в соответствующие центры коры головного мозга не обладают достаточной чёткостью. Следствием этого становится  расплывчатое восприятие соответствующих сигналов, плохое их различение, что в свою очередь ведёт к трудностям в выборе букв для их обозначения.

Смешение букв может быть обусловлено и изменениями, которые происходят со звуком в разных позициях. Так, например, в словах руки, луговой, звёздную звук  [у] произносится по-разному.

Дети с их неокрепшим восприятием могут не узнать звуки в редуцированных позициях и не отнести их к одной и той же фонеме. Отсюда и обозначение их разными буквами – «логовой», «звёзднаю».

Для определения причин смешения звуков учитель должен направить воспитанника  на консультацию к логопеду. Самостоятельно он лишь констатирует трудности в фонематическом анализе.

 

Предупредить подобные ошибки может правильное построение работы на самых первых этапах обучения. Оно заключается:

  • в предварительной подготовке  артикуляционного аппарата;

  • в упражнениях на развитие речевого дыхания;

  • в развитии у детей способности слышать себя и ощущать движение своих речевых органов.

Рекомендации

В первом классе необходимо в течение продолжительного времени:

  • учить детей произносить группы звуков и слова, чётко артикулируя каждый звук и слегка его протягивая;

  • дать им почувствовать изменения артикуляционных укладов, соответствующие количеству звуков в произносимом слове.

Для решения этих задач целесообразно использовать следующую технологическую цепочку упражнений.

  1. ПЕРВОЕ ЗВЕНО – для анализа используются звуки, которые можно тянуть и которые  далеки по артикуляционному образу, например: [аму], [фса] и похожие.

  2. ВТОРОЕ ЗВЕНО – в анализируемую группу включается один краткий звук, например: [к] или [п]. Он обязательно должен быть последним: [лак], [суп].

  3. ТРЕТЬЕ ЗВЕНО – краткий звук вводится в середину группы; между двумя контрастными по артикуляции гласными звуками: [аку], [ицо].

  4. ЧЕТВЁРТОЕ ЗВЕНО – краткий звук даётся в начале группы.

Здесь возможны два варианта работы:

  • методом анализа;

  • методом синтеза.

Метод анализа. Детям сообщается, что сейчас они услышат группу из трёх звуков, которые им нужно будет повторить по одному. Звуки повторяются подряд без пауз: кол.

 

Метод синтеза. Воспитанникам предъявляются  три изолированных звука [п], о, л и предлагается назвать слово, которое из них получится, а  затем  произнести это слово слитно, отчётливо проговаривая каждый звук.

 

Различение оппозиционных звуков для ребёнка всегда  затруднительно, если не отработаны достаточно хорошо умения чувствовать свои собственные артикуляционные движения.

 

Виды заданий и упражнений

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ:

  • закрытые губы плотно сжать, потом расслабить, не  открывая; 

  • слегка приоткрытые губы  растянуть в улыбку, затем вытянуть в трубочку;

  • губы, вытянутые в трубочку, постепенно: сначала чуть-чуть, примерно как при  произношении звука [а], а потом как при  произношении звука []о, и наконец, как при  произношении  звука у (сами звуки при этом не произносятся);

  • плотно сжатые губы открываются сильным толчком воздуха («взрыв»).

Упражнения для языка:

  • широко распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе;

  • кончик широкого чуть высунутого языка поднимается кверху и опускается вниз;

  • слегка высунутый язык  лежит на нижней губе, работают его  края – язык становится широким («лопата»), то узким  («иголочка»);

  • кончик языка гладит бугорок за верхними зубами из стороны в сторону и спереди назад;

  • кончик языка  гладит изнутри нижнюю десну и зубы из стороны в сторону и сверху вниз;

  • язык поочерёдно упирается кончиком  в верхние и нижние зубы.

Упражнение для голосовых  складок:

  • отдельные слова, словосочетания или предложения произносятся шёпотом – тихим («для себя») и громким («для других»), голосом – тихим («для себя»), громким («для других»).

Артикуляционная гимнастика напоминает логопедическую, но, используемая на уроке, она решает иные задачи. Если учитель-логопед  учить детей управлять  артикуляционным аппаратом для того, чтобы потом сложить правильный уклад при простановке звуков, то учитель переносит акцент на кинестетические ощущения. Поэтому и следует    обращать внимание не на правильность артикуляции, а на её осознание ребёнком. Важно, чтобы он научился чувствовать именно свою, индивидуальную артикуляцию.

Эту гимнастику целесообразно проводить на каждом уроке письма. Обычно для неё отводятся первые 2-4 минуты урока. В начале обучения в первом классе  следует выполнять все упражнения, потом постепенно их число уменьшать, выбирая только движения, связанные с содержанием данного урока.

 

Дата последнего обновления страницы 04.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения