»нформационна€ безопасность

√Ѕќ” –ќ Ђ аменск-Ўахтинска€
школа-интернатї

 

»нформационна€ безопасность

»нформационна€ безопасность детей Ч это состо€ние защищенности детей, при котором отсутствует риск, св€занный с причинением информацией, в том числе распростран€емой в сети »нтернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (‘едеральный закон от 29.12.2010 є 436-‘« Ђќ защите детей от информации, причин€ющей вред ихздоровью и развитиюї).

 

¬ современном мире особую роль в становлении личности ребенка играет информационное пространство, в котором сосуществуют как традиционные, так и новые средства массовой информации и коммуникации. Ѕурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети »нтернет открывает перед людьми большие возможности дл€ общени€ и саморазвити€.

ћы понимаем, что »нтернет Ч это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. —егодн€ количествопользователей российской сети »нтернет составл€ет дес€тки миллионов людей, и немала€ часть из них Ч дети, которые могут не знать об опасност€х мировой паутины.
—ледует отметить, что стремительное развитие использовани€ компьютерных технологий оказывает огромное воздействие на формирование физического и психического здоровь€ и развити€ каждого ребенка в отдельности.  роме того, формирование социальных установок подрастающего поколени€ во многом зависит от транслируемых в информационном пространстве правил и норм поведени€. 

 

ќдним из средств решени€ этой проблемы может стать просвещение общественности и специальна€ подготовка в сфере безопасного поведени€, в том числе школьников, в мире компьютерных технологий и »нтернет. ќбщими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе €вл€ютс€:

  • «ащита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров).

  • »спользование  контентной фильтрации »нтернета,  дл€ фильтрации сайтов с одержимым, далЄким от задач образовани€.

  • ќбучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

 

Ћокальные нормативные акты в сфере обеспечени€ информационной безопасности обучающихс€

 ѕолитика обработки и защиты персональных данных √Ѕќ” –ќ Ђ аменск-Ўахтинска€ школа-интернатї 

 

Ќормативное регулирование

  • ‘едеральный закон от 29.12.2010 г. є 436-‘« Ђќ защите детей от информации, причин€ющей вред их здоровью и развитиюї

  • ‘едеральным законом от 27 июл€ 2006 г. N 152-‘« "ќ персональных данных" 

  • ‘едеральный закон от 24 июл€ 1998 г. N 124-‘« "ќб основных гаранти€х прав ребенка в –оссийской ‘едерации" 

  • –аспор€жение ѕравительства –‘ от 02.12.2015 N 2471-р "ќб утверждении  онцепции информационной безопасности детей"

  •  ѕриказћинкомсв€зи –оссии от 27.02.2018 N 88 "ќб утверждении плана меропри€тий по реализации  онцепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы"

  • ѕисьмо ћинистерства образовани€ и науки –‘ от 03.10.2017 г. N 09-1995 Ђћетодические рекомендации по проведению меропри€тий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детейї

  • ѕисьмо ћинистерства образовани€ и науки –‘ от 14.05.2018 є 08-1184 Ђћетодические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществл€ющих управление в сфере образовани€, информации о безопасном поведении и использовании сети Ђ»нтернетї

ѕедагогическим работникам

ѕам€тка дл€ педагогических работников по обеспечению информационной безопасности обучающихс€

  • ќбъ€сните учащимс€ правила поведени€ в »нтернете. –асскажите о мерах, принимаемых к нарушител€м, ответственности за нарушение правил поведени€ в сети.

  • —овместно с учащимис€ сформулируйте правила поведени€ в случае нарушени€ их прав в »нтернете.

  • ѕриучайте несовершеннолетних уважать права других людей в »нтернете. ќбъ€сните им смысл пон€ти€ Ђавторское правої, расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

  • ѕро€вл€йте интерес к Ђвиртуальнойї жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родител€м о проблемах их детей.

  • Ќаучите учеников внимательно относитьс€ к информации, получаемой из »нтернета. ‘ормируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Ќаставайте на посещении проверенных сайтов.

  • ќбеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихс€ через вовлечение детей в различные внеклассные меропри€ти€ в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревновани€х), чтобы показать, что реальна€ жизнь намного интереснее виртуальной.

  • ѕериодически совместно с учащимис€ анализируйте их зан€тость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использовани€ ими ресурсов сети дл€ учебы и отдыха с целью профилактики интернетзависимости и обсуждайте с родител€ми результаты своих наблюдений.

  • ¬ случае возникновени€ проблем, св€занных с »нтернетзависимостью, своевременно доводите информацию до сведени€ родителей, привлекайте к работе с учащимис€ и их родител€ми психолога, социального педагога.

  • ѕроводите меропри€ти€, на которых рассказывайте о €влении »нтернет-зависимости, ее признаках, способах преодолени€.

  • —истематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережени€.

  • —таньте примером дл€ своих учеников. —облюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. –ационально относитесь к своему здоровью. –азумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

ќбучающимс€

ѕам€тка дл€ обучающихс€ об информационной безопасности детей

Ќельз€

  • ¬сем подр€д сообщать свою частную информацию (насто€щие им€, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);

  • ќткрывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправител€;

  • √рубить, придиратьс€, оказывать давление - вести себ€ невежливо и агрессивно;

  • Ќе распор€жайс€ деньгами твоей семьи без разрешени€ старших - всегда спрашивай родителей;

  • Ќе встречайс€ с »нтернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйс€ со взрослым, которому довер€ешь.

ќсторожно

  • Ќе все пишут правду. „итаешь о себе неправду в »нтернете - сообщи об этом своим родител€м или опекунам;

  • ѕриглашают переписыватьс€, играть, обмениватьс€ - проверь, нет ли подвоха;

  • Ќезаконное копирование файлов в »нтернете - воровство;

  • ¬сегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;

  • »спользуй настройки безопасности и приватности, чтобы не потер€ть свои аккаунты в соцсет€х и других порталах.

ћожно

  • ”важай других пользователей;
  • ѕользуешьс€ »нтернет-источником - делай ссылку на него;
  • ќткрывай только те ссылки, в которых уверен;
  • ќбщатьс€ за помощью взрослым - родители, опекуны и администраци€ сайтов всегда помогут.

»нформационна€ пам€тка дл€ обучающихс€ дл€ размещени€ на официальных интернет-ресурсах

— каждым годом молодежи в интернете становитьс€ больше, а школьники одни из самых активных пользователей –унета. ћежду тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Ёта пам€тка должна помочь тебе безопасно находитьс€ в сети.

 

 омпьютерные вирусы

 омпьютерный вирус - это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой €вл€етс€ способность к размножению. ¬ дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена зараженна€ программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. ¬ большинстве случаев распростран€ютс€ вирусы через интернет.

 

ћетоды защиты от вредоносных программ: 

  • »спользуй современные операционные системы, имеющие серьезный уровень защиты от вредоносных программ;

  • ѕосто€нно устанавливай пачти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаютс€ с целью доработки программы) и другие обновлени€ своей операционной системы. —качивай их только с официального сайта разработчика ќ—. ≈сли существует режим автоматического обновлени€, включи его;

  • –аботай на своем компьютере под правами пользовател€, а не администратора. Ёто не позволит большинству вредоносных программ инсталлироватьс€ на твоем персональном компьютере;

  • »спользуй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;

  • ќграничь физический доступ к компьютеру дл€ посторонних лиц;

  • »спользуй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проверенных источников;

  • Ќе открывай компьютерные файлы, полученные из ненадежных источников. ƒаже те файлы, которые прислал твой знакомый. Ћучше уточни у него, отправл€л ли он тебе их.

—ети WI-FI

Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технологи€, а всего лишь бренд, марка. ≈ще в 1991 году нидерландска€ компани€ зарегистрировала бренд ЂWECAї, что обозначало словосочетание ЂWireless Fidelityї, который переводитс€ как Ђбеспроводна€ точностьї.

ƒо нашего времени дошла друга€ аббревиатура, котора€ €вл€етс€ такой же технологией. Ёто аббревиатура ЂWi-Fiї. “акое название было дано с намеком на стандарт высшей звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает Ђвысока€ точностьї.

ƒа, бесплатный интернет-доступ в кафе, отел€х и аэропортах €вл€етс€ отличной возможностью выхода в интернет. Ќо многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не €вл€ютс€ безопасными.

 

—оветы по безопасности работы в общедоступных сет€х Wi-fi:

  • Ќе передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. –абота€ в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;

  • »спользуй и обновл€й антивирусные программы и брандмауер. “ем самым ты обезопасишь себ€ от закачки вируса на твое устройство;

  • ѕри использовании Wi-Fi отключи функцию Ђќбщий доступ к файлам и принтерамї. ƒанна€ функци€ закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют ее дл€ удобства использовани€ в работе или учебе;

  • Ќе используй публичный WI-FI дл€ передачи личных данных, например дл€ выхода в социальные сети или в электронную почту;

  • »спользуй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно Ђhttps://ї;

  • ¬ мобильном телефоне отключи функцию Ђѕодключение к Wi-Fi автоматическиї. Ќе допускай автоматического подключени€ устройства к сет€м Wi-Fi без твоего согласи€.

—оциальные сети

—оциальные сети активно вход€т в нашу жизнь, многие люди работают и живут там посто€нно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что €вл€етс€ одной седьмой всех жителей планеты. ћногие пользователи не понимают, что информаци€, размещенна€ ими в социальных сет€х, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не об€зательно с благими намерени€ми.

 

ќсновные советы по безопасности в социальных сет€х:

  • ќграничь список друзей. ” теб€ в друзь€х не должно быть случайных и незнакомых людей;

  • «ащищай свою частную жизнь. Ќе указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождени€ и другую личную информацию. «лоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;

  • «ащищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? ѕодумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;

  • ≈сли ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное им€ и другую личную информации: им€, место жительства, место учебы и прочее;

  • »збегай размещени€ фотографий в »нтернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;

  • ѕри регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состо€щие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;

  • ƒл€ социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. “огда если теб€ взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

Ёлектронные деньги

Ёлектронные деньги - это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хот€т получить эти деньги.

Ёлектронные деньги по€вились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.

¬ –оссии же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их раздел€ют на несколько видов - анонимные и не анонимные. –азница в том, что анонимные - это те, в которых разрешаетс€ проводить операции без идентификации пользовател€, а в неанонимных идентификаци€ пользовател€ €вл€етс€ об€зательной.

“акже следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

 

ќсновные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

  • ѕрив€жи к счету мобильный телефон. Ёто самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. ѕрив€занный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;

  • »спользуй одноразовые пароли. ѕосле перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного парол€;

  • ¬ыбери сложный пароль. ѕреступникам будет не просто угадать сложный пароль. Ќадежные пароли - это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себ€ строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Ќапример, $tR0ng!;;

  • Ќе вводи свои личные данные на сайтах, которым не довер€ешь.

Ёлектронна€ почта

Ёлектронна€ почта - это технологи€ и предоставл€емые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распредел€ютс€ в компьютерной сети. ќбычно электронный почтовый €щик выгл€дит следующим образом: им€_пользовател€@им€_домена. “акже кроме передачи простого текста, имеетс€ возможность передавать файлы.

 

ќсновные советы по безопасной работе с электронной почтой:

  • Ќадо выбрать правильный почтовый сервис. ¬ интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше довер€ть тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;

  • Ќе указывай в личной почте личную информацию. Ќапример, лучше выбрать Ђмузыкальный_фанат@ї или Ђрок2013ї вместо Ђтема13ї;

  • »спользуй двухэтапную авторизацию. Ёто когда помимо парол€ нужно вводить код, присылаемый по SMS;

  • ¬ыбери сложный пароль. ƒл€ каждого почтового €щика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;

  • ≈сли есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;

  • »спользуй несколько почтовых €щиков. ѕервый дл€ частной переписки с адресатами, которым ты довер€ешь. Ёто электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;

  • Ќе открывай файлы и другие вложени€ в письмах, даже если они пришли от твоих друзей. Ћучше уточни у них, отправл€ли ли они тебе эти файлы;

  • ѕосле окончани€ работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на Ђ¬ыйтиї.

 ибербуллинг или виртуальное издевательство

 ибербуллинг - преследование сообщени€ми, содержащими оскорблени€, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

 

ќсновные советы по борьбе с кибербуллингом:

  • Ќе бросайс€ в бой. Ћучший способ: посоветоватьс€ как себ€ вести и, если нет того, к кому можно обратитьс€, то вначале успокоитьс€. ≈сли ты начнешь отвечать оскорблени€ми на оскорблени€, то только еще больше разожжешь конфликт;

  • ”правл€й своей киберрепутацией;

  • јнонимность в сети мнима€. —уществуют способы вы€снить, кто стоит за анонимным аккаунтом;

  • Ќе стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. »нтернет фиксирует все твои действи€ и сохран€ет их. ”далить их будет крайне затруднительно;

  • —облюдай свою виртуальную честь смолоду;

  • »гнорируй единичный негатив. ќдноразовые оскорбительные сообщени€ лучше игнорировать. ќбычно агресси€ прекращаетс€ на начальной стадии;

  • Ѕан агрессора. ¬ программах обмена мгновенными сообщени€ми, в социальных сет€х есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;

  • ≈сли ты свидетель кибербуллинга. “вои действи€: выступить против преследовател€, показать ему, что его действи€ оцениваютс€ негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическа€ помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведени€ в сети.

ћобильный телефон

—овременные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. ќднако, средств защиты дл€ подобных устройств пока очень мало. “естирование и поиск у€звимостей в них происходит не так интенсивно, как дл€ ѕ , то же самое касаетс€ и мобильных приложений.

—овременные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.

ƒалеко не все производители выпускают обновлени€, закрывающие критические у€звимости дл€ своих устройств.

 

ќсновные советы дл€ безопасности мобильного телефона:

  • Ќичего не €вл€етс€ по-насто€щему бесплатным. Ѕудь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;

  • ƒумай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. “ы точно знаешь, где они будут в конечном итоге?

  • Ќеобходимо обновл€ть операционную систему твоего смартфона;

  • »спользуй антивирусные программы дл€ мобильных телефонов;

  • Ќе загружай приложени€ от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;

  • ѕосле того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;

  • ѕериодически провер€й, какие платные услуги активированы на твоем номере;

  • ƒавай свой номер мобильного телефона только люд€м, которых ты знаешь и кому довер€ешь;

  • Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешьс€. Ќе забывай иногда провер€ть это.

Online игры

—овременные онлайн-игры - это красочные, захватывающие развлечени€, объедин€ющие сотни тыс€ч человек по всему миру. »гроки исследуют данный им мир, общаютс€ друг с другом, выполн€ют задани€, сражаютс€ с монстрами и получают опыт. «а удовольствие они плат€т: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.

¬се эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуютс€ системы авторизации, выпускаютс€ новые патчи (цифровые заплатки дл€ программ), закрываютс€ у€звимости серверов.

¬ подобных играх стоит опасатьс€ не столько своих соперников, сколько кражи твоего парол€, на котором основана система авторизации большинства игр.

 

ќсновные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:

  • ≈сли другой игрок ведет себ€ плохо или создает тебе непри€тности, заблокируй его в списке игроков;

  • ѕожалуйс€ администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов;

  • Ќе указывай личную информацию в профайле игры;

  • ”важай других участников по игре;

  • Ќе устанавливай неофициальные патчи и моды;

  • »спользуй сложные и разные пароли;

  • ƒаже во врем€ игры не стоит отключать антивирус. ѕока ты играешь, твой компьютер могут заразить.

‘ишинг или кража личных данных

ќбычной кражей денег и документов сегодн€ уже никого не удивишь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматьс€ Ђлюбимымї делом.

“ак по€вилась нова€ угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главна€ цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей - логинов и паролей. Ќа английском €зыке phishing читаетс€ как фишинг (от fishing - рыбна€ ловл€, password - пароль).

 

ќсновные советы по борьбе с фишингом:

—леди за своим аккаунтом. ≈сли ты подозреваешь, что тво€ анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;

»спользуй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;

»спользуй сложные и разные пароли. “аким образом, если теб€ взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;

≈сли теб€ взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у теб€ в друзь€х, о том, что теб€ взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылатьс€ спам и ссылки на фишинговые сайты;

”станови надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;

ќтключи сохранение парол€ в браузере;

Ќе открывай файлы и другие вложени€ в письмах, даже если они пришли от твоих друзей. Ћучше уточни у них, отправл€ли ли они тебе эти файлы.

 

÷ифрова€ репутаци€

÷ифрова€ репутаци€ - это негативна€ или позитивна€ информаци€ в сети о тебе.  омпрометирующа€ информаци€, размещенна€ в интернете, может серьезным образом отразитьс€ на твоей реальной жизни. Ђ÷ифрова€ репутаци€ї - это твой имидж, который формируетс€ из информации о тебе в интернете.

“вое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких - все это накапливаетс€ в сети.

ћногие подростки легкомысленно относ€тс€ к публикации личной информации в »нтернете, не понима€ возможных последствий. “ы даже не сможешь догадатьс€ о том, что фотографи€, размещенна€ 5 лет назад, стала причиной отказа прин€ть теб€ на работу.

 омментарии, размещение твоих фотографий и другие действи€ могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. “ы не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающие люди, которые найдут и увид€т это. Ќайти информацию много лет спуст€ сможет любой - как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Ёто может быть кто угодно.

 

ќсновные советы по защите цифровой репутации:

  • ѕодумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себ€ в блоге или в социальной сети;

  • ¬ настройках профил€ установи ограничени€ на просмотр твоего профил€ и его содержимого, сделай его только Ђдл€ друзейї;

  • Ќе размещай и не указывай информацию, котора€ может кого-либо оскорбл€ть или обижать.

 

јвторское право

—овременные школьники - активные пользователи цифрового пространства. ќднако далеко не все знают, что пользование многими возможност€ми цифрового мира требует соблюдени€ прав на интеллектуальную собственность.

“ермин Ђинтеллектуальна€ собственностьї относитс€ к различным творени€м человеческого ума, начина€ с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги, и заканчива€ книгами, фотографи€ми, кинофильмами и музыкальными произведени€ми.

јвторские права - это права на интеллектуальную собственность на произведени€ науки, литературы и искусства. јвторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание. Ќикто без разрешени€ автора не может воспроизводить его произведение, распростран€ть, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполн€ть, показывать/исполн€ть в эфире или размещать в »нтернете.

»спользование Ђпиратскогої программного обеспечени€ может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установлена нелегальна€ программа. Ќе стоит также забывать, что существуют легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.

 

 

–одител€м (законным представител€м) обучающихс€

–одительский контроль - это ограничение доступа детей и подростков к нежелательным сайтам в »нтернет, например, порносайтам, пропаганде насили€, сайтам знакомств, игровым сайтам, социальным сет€м и т.д.
–одительский контроль может не только блокировать доступ к нежелательным дл€ детей сайтам, но ограничивать использование »нтернет по времени суток, дн€м недели или длительности сеанса. —уществует множество программ и фильтров, которые помогут вам контролировать открытие нежелательной информации и врем€, которое можно проводить в »нтернете. ¬ы можете воспользоватьс€ одной из ниже перечисленных:

ѕам€тка дл€ родителей об информационной безопасности детей

ќпределение термина Ђинформационна€ безопасность детейї содержитс€ в ‘едеральном законе є 436-‘« Ђќ защите детей от информации, причин€ющей вред их здоровью и развитиюї, регулирующим отношени€, св€занные с защитой детей от информации, причин€ющей вред их здоровью и (или) развитию. —огласно данному закону Ђинформационна€ безопасность детейї - это состо€ние защищенности, при котором отсутствует риск, св€занный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

¬ силу ‘едерального закона є 436-‘« информацией, причин€ющей вред здоровью и (или) развитию детей, €вл€етс€:

  1. информаци€, запрещенна€ дл€ распространени€ среди детей;

  2. информаци€, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

  3.   информации, запрещенной дл€ распространени€ среди детей, относитс€:

  4.  информаци€, побуждающа€ детей, к совершению действий, представл€ющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

  5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные издели€, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; прин€ть участие в азартных играх, заниматьс€ проституцией, брод€жничеством или попрошайничеством;

  6. обосновывающа€ или оправдывающа€ допустимость насили€ и (или) жестокости либо побуждающа€ осуществл€ть насильственные действи€ по отношению к люд€м и животным;

  7. отрицающа€ семейные ценности и формирующа€ неуважение к родител€м и (или) другим членам семьи;

  8. оправдывающа€ противоправное поведение;

  9. содержаща€ нецензурную брань;

  10. содержаща€ информацию порнографического характера.

  информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относитс€:

  1. информаци€, представл€ема€ в виде изображени€ или описани€ жестокости, физического и (или) психического насили€, преступлени€ или иного антиобщественного действи€;
  2. вызывающа€ у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представл€ема€ в виде изображени€ или описани€ в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевани€, самоубийства, несчастного случа€, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  3. представл€ема€ в виде изображени€ или описани€ половых отношений между мужчиной и женщиной;
  4. содержаща€ бранные слова и выражени€, не относ€щиес€ к нецензурной брани.

— учетом этого ¬ам предлагаютс€ правила работы в сети »нтернет дл€ различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

 

ќбщие правила дл€ родителей

  1. Ќезависимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. ¬аше внимание к ребенку - главный метод защиты.

  2. ≈сли ¬аш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJoumal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профил€х и блогах, включа€ фотографии и видео.

  3. ѕроверьте, с какими другими сайтами св€зан социальный сервис ¬ашего ребенка. —транички ¬ашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона ¬ашего ребенка или ¬аш домашний адрес)

  4. ѕоощр€йте ¬аших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасени€ потер€ть доступ к »нтернету дети не говор€т родител€м о проблемах, а также могут начать использовать »нтернет вне дома и школы).

  5. Ѕудьте в курсе сетевой жизни ¬ашего ребенка. »нтересуйтесь, кто их друзь€ в »нтернет так же, как интересуетесь реальными друзь€ми.

¬озраст от 7 до 8 лет

¬ »нтернете ребенок стараетс€ посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. ѕоэтому родител€м особенно полезны будут те отчеты, которые предоставл€ютс€ программами по ограничению использовани€ »нтернета, т. е. –одительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. ¬ результате, у ребенка не будет ощущени€, что за ним ведетс€ посто€нный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. ƒети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаютс€ в авторитетах. ќни люб€т играть в сетевые игры и путешествовать по »нтернету, использу€ электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родител€ми.

 

—оветы по безопасности в сети »нтернет дл€ детей 7-8 лет

  1. —оздайте список домашних правил посещени€ »нтернета при участии детей и требуйте его выполнени€.

  2. “ребуйте от ¬ашего ребенка соблюдени€ временных норм нахождени€ за компьютером. ѕокажите ребенку, что ¬ы наблюдаете за ним не потому что ¬ам это хочетс€, а потому что ¬ы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

  3.  омпьютер с подключением к »нтернету должен находитьс€ в общей комнате под присмотром родителей.

  4. »спользуйте специальные детские поисковые машины.

  5. »спользуйте средства блокировани€ нежелательного контента как дополнение к стандартному –одительскому контролю.

  6. —оздайте семейный электронный €щик, чтобы не позволить дет€м иметь собственные адреса.

  7. Ѕлокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми €щиками с помощью соответствующего программного обеспечени€.

  8. ѕриучите детей советоватьс€ с ¬ами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

  9. Ќаучите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласи€.

  10. Ќе разрешайте дет€м использовать службы мгновенного обмена сообщени€ми.

  11. ¬ Ђбелыйї список сайтов, разрешенных дл€ посещени€, вносите только сайты с хорошей репутацией.

  12. Ќе забывайте беседовать с детьми об их друзь€х в »нтернете, как если бы речь шла о друзь€х в реальной жизни.

  13. Ќе делайте Ђтабуї из вопросов половой жизни, так как в »нтернете дети могут легко наткнутьс€ на порнографию или сайты Ђдл€ взрослыхї.

  14. ѕриучите ¬ашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, св€занных с »нтернетом. ќставайтесь спокойными и напомните дет€м, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. ѕохвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случа€х.

¬озраст детей от 9 до 12 лет

¬ данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, кака€ информаци€ существует в »нтернете. —овершенно нормально, что они хот€т это увидеть, прочесть, услышать. ѕри этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств –одительского контрол€.

 

—оветы по безопасности дл€ детей от 9 до 12 лет

  1. —оздайте список домашних правил посещени€ »нтернет при участии детей и требуйте его выполнени€.

  2. “ребуйте от ¬ашего ребенка соблюдени€ норм нахождени€ за компьютером.

  3. Ќаблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что ¬ы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.

  4.  омпьютер с подключением в »нтернет должен находитьс€ в общей комнате под присмотром родителей.

  5. »спользуйте средства блокировани€ нежелательного контента как дополнение к стандартному –одительскому контролю.

  6. Ќе забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзь€х в »нтернете.

  7. Ќастаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзь€ми по »нтернету.

  8. ѕозвол€йте дет€м заходить только на сайты из Ђбелогої списка, который создайте вместе с ними.

  9. ѕриучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщени€ми, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в »нтернете.

  10. ѕриучите детей не загружать программы без ¬ашего разрешени€. ќбъ€сните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

  11. —оздайте ¬ашему ребенку ограниченную учетную запись дл€ работы на компьютере.

  12. ѕриучите ¬ашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, св€занных с »нтернетом. Ќапомните дет€м, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасени€х.

  13. –асскажите дет€м о порнографии в »нтернете.

  14. Ќастаивайте на том, чтобы дети предоставл€ли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаютс€ с незнакомцами.

  15. ќбъ€сните дет€м, что нельз€ использовать сеть дл€ хулиганства, распространени€ сплетен или угроз.

 

¬озраст детей от 13 до 17 лет

¬ этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуютс€ электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщени€ми, скачивают музыку и фильмы. ћальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничени€, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок Ђдл€ взрослыхї. ƒевочки предпочитают общатьс€ в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в »нтернете.

«ачастую в данном возрасте родител€м уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об »нтернете они уже знают значительно больше своих родителей. “ем не менее, не отпускайте детей в Ђсвободное плаваниеї по »нтернету. —тарайтесь активно участвовать в общении ребенка в »нтернете.

¬ажно по-прежнему строго соблюдать правила »нтернет-безопасности - соглашение между родител€ми и детьми.  роме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о де€тельности детей в »нтернете. —ледует обратить внимание на необходимость содержани€ родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

 

—оветы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

  1. —оздайте список домашних правил посещени€ »нтернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнени€. ќбговорите с ребенком список запрещенных сайтов (Ђчерный списокї), часы работы в »нтернете, руководство по общению в »нтернете (в том числе в чатах).

  2.  омпьютер с подключением к сети »нтернет должен находитьс€ в общей комнате.

  3. Ќе забывайте беседовать с детьми об их друзь€х в »нтернете, о том, чем они зан€ты таким образом, будто речь идет о друзь€х в реальной жизни. —прашивайте о люд€х, с которыми дети общаютс€ посредством служб мгновенного обмена сообщени€ми, чтобы убедитьс€, что эти люди им знакомы.

  4. »спользуйте средства блокировани€ нежелательного контента как дополнение к стандартному –одительскому контролю.

  5. Ќеобходимо знать, какими чатами пользуютс€ ¬аши дети. ѕоощр€йте использование моделируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

  6. Ќастаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзь€ми из сети »нтернет.

  7. ѕриучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщени€ми, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в »нтернете.

  8. ѕриучите детей не загружать программы без ¬ашего разрешени€. ќбъ€сните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

  9. ѕриучите ¬ашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, св€занных с »нтернетом. Ќапомните дет€м, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. ѕохвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случа€х.

  10. –асскажите дет€м о порнографии в »нтернете. ѕомогите им защититьс€ от спама. Ќаучите подростков не выдавать в »нтернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

  11. ѕриучите себ€ знакомитьс€ с сайтами, которые посещают подростки.

  12. Ќаучите детей уважать других в интернете. ”бедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведени€ действуют везде Ч даже в виртуальном мире.

  13. ќбъ€сните дет€м, что ни в коем случае нельз€ использовать —еть дл€ хулиганства, распространени€ сплетен или угроз другим люд€м.

  14. ќбсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Ќапомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

ѕосто€нно контролируйте использование »нтернета ¬ашим ребенком! Ёто не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и про€вление ¬ашей родительской ответственности и заботы.

 

 

ƒетские безопасные сайты

Ѕ≈Ћџ… —ѕ»—ќ 
(——џЋ » Ќј —ј…“џ ѕќ ¬ќѕ–ќ—јћ »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ… Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» ƒ≈“≈… » ¬«–ќ—Ћџ’)

ƒата последнего обновлени€ страницы 19.10.2018
—айт создан по технологии Ђ онструктор сайтов e-Publishї