Логопедическая служба

ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская
школа-интернат»

 

Логопедическая служба

Что делает логопед?

Нарушение речи — распространённое явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

 

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия.

 

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед  делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.

Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

 

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, то есть исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи,
  • коррекция произношения,
  • накопление и совершенствование словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамматической стороны речи,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

В ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат» учитель-логопед Гуторова Л.И. осуществляет логопедическую помощь воспитанникам школы-интерната осуществляя:

  1. Обследование речи обучающихся начальных классов с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся у них дефекта;

    • комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;

    • составление программы коррекционной работы;

    • проведение индивидуальных и групповых занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, используя современные образовательные технологии;

    • реализация образовательных программ.

  2. Коррекция нарушенных функций:

    • из речевых:

      1. фонетических процессов;

      2. лексико-грамматического строя речи;

      3. нарушений процессов чтения и письма.

    • неречевых:

      • мелкой моторики пальцев рук.

    • Психических процессов: вниман6ие, памяти, мышления.

    • Отслеживания динамики состояния письменной речи, динамики развития техники чтения.

  3. Консультативная работа:

    • работа с родителями;

    • ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики;

    • предоставление рекомендаций учителям и воспитателям по индивидуальной работе с детьми.

  4. Профилактическая работа:

    • участие в педагогических советах;

    • школьном педконсилиуме;

    • на родительских собраниях с целью ознакомления с динамикой развития обучающихся, посещающих логопедические занятия.

  5. Взаимодействие с ПМПК для уточнения диагноза и определения образовательного маршрута ребенка.

  6. Апробирование совместной программы с целью закрепления речевого материала посредством изобразительного искусства во время кружковой работы.

Цель работы: работа школьного логопедического кабинета является коррекция и профилактика нарушений развития устной и письменной речи обучающихся.

Задачи:

  • Своевременное выявление нарушений развития письменной и устной речи обучающихся.
  • Комплектование групп. Организация коррекционного процесса, направленного на преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
  • Оформление и ведение документации.
  • Пропаганда логопедических знаний с целью профилактики нарушений развития речи.
  • Консультативно-методическая работа с учителями начальных классов, родителями, воспитателями ГПД, психологом.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
  • Введение в коррекционный процесс средств ИКТ с целью повышения его результативности.
  • Оснащение кабинета учебно-методическими  пособиями и наглядным дидактическим материалом.
  • Повышение уровня профессиональной квалификации.

Приоритетные направления деятельности:

  • Диагностико-проектная деятельность.
  • Коррекционно-развивающая деятельность.
  • Консультативно-методическая деятельность.
  • Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности.
  • Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

 

Схема деятельности логопедической службы ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»

 

 

 

 

 

Расписание логопедических занятий в 2016-2017 учебном году

        

п/п

Логопедическое заключение

Дни недели

Время

1.

НВ ОНР

Вторник

Среда

Четверг

12:40-13:20

15:10-15:50

12:40-13:20

2.

ОНР III уровень речевого развития.

Понедельник

Вторник

Среда

16:00-16:40

3.

ОНР III уровень речевого развития.

Понедельник

Вторник

Пятница

16: 50-17:30

16:50-17:30

16:00-16:40

4.

ОНР III уровень речевого развития.

Понедельник

Вторник

Четверг

18:10-18:50

5.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи.

Понедельник

Четверг

Пятница

12:40-13:20

16:50-17:30

12:40-13:20

6.

ОНР. III уровень речевого развития.

Дисграфия. Дислексия.

Понедельник

Четверг

Пятница

13:30-14:10

16:00-16:40

13:30-14:10

7.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи.

Понедельник

Среда

Пятница

14:20-15:00

8.

Нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

Вторник

Четверг

Суббота

14:20-15:00

9.

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР.

Среда

Пятница

Суббота

16:50-17:30

16:50-17:30

13:30-14:10

Инд. зан.

ОНР. III уровень речевого развития.

 

Среда

Четверг

Пятница

17:40-18:00

15:10-15:50

17:40-18:00

Подгр. № 1

ОНР. III уровень речевого развития.

Вторник

Среда

Пятница

11:35-12:10

12:40-13:20

17:40-18:00

Подгр. № 2

ОНР. III уровень речевого развития.

Смешанная дисграфия.

Понедельник

Вторник

Пятница

 

15:10-15:50

 

Подгр.№ 3

ОНР. III уровень

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Вторник

Среда

Суббота

13:30-14:10

13:30-14:10

15:10-15:50

 

Инд. зан.

 

ФФНР

 

Понедельник

Среда

Четверг

 

11:35-12:10

 

Инд. зан.

ОНР. III уровень речевого развития.

Дисграфия. Дислексия.

Понедельник

Вторник

Четверг

 

17:40-18:00

Инд. зан.

ОНР. III уровень речевого развития.

 

Понедельник

Среда

Четверг

 

11:35-11:55

Инд. зан.

Дизорфография.

Среда

Пятница

Суббота

18:10-18:50

18:10-18:50

12:40-13:20

 

 

 

Годовой план работы

 

Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, город и т.д.)

Дата и место проведения

 

Содержание

Роль специалиста

Сведения о выполнении

1

2

3

4

5

6

I. Организационная работа

1

 

Подготовка кабинета к новому учебному году.

 

до 01.09 ОУ

 

Косметический ремонт, озеленение     кабинета.

 

учитель-логопед

 

2

 

 

Первичное и углублённое  обследование устной и письменной речи детей (в начале,

в середине и в конце года)

 

01.09-15.09

25.12-30.12

15.05-30.05

ОУ

 

Проведение массового обследова-

ния учащихся началь-

ной школы, затем углублённого  обсле-

дования  детей, зачисленных на лого-

педические занятия.

 

 

учитель-логопед

 

 

3

 

 

Изучение документации детей, зачисленных на логопедические

занятия.

 

 

01.09-15.09

ОУ

 

Сбор анамнестических данных и  выписка из медицинских карт воспитанников

сведений, необходимых для педагога.

 

 

учитель-логопед

 

 

 

4

 

 

 

Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1-4 класс)

 

 

01.09-15.09

25.12-30.12

15.05-30.05

 

Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок.

 

 

учитель-логопед

 

5

 

 

Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года.

 

 

01.09-15.09

30.05-10.06

ОУ

 

Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов  в

соответствии с рекомендуемым  переч –

нем.

 

 

учитель-логопед

 

6

Комплектование групп для коррекционной работы.

01.09-15.09

ОУ

Комплектование

групп для коррекционной работы.

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

7

Анализ коррекционной работы (предоставляется администрации ОУ)

15.05-30.05

Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчёт о работе логопеда на конец года.

учитель-логопед

 

8

 

 

Подготовка раздаточного материала.

 

до 01.09

а также в каникуляр –

ное время

 

Изготовление пособий: «Звуковая мозаика»;   «Оцени работу сам» -символов для обучающихся 1 класса; карточки к игре «Заполните квадраты», «Безударные гласные», «Пирамида».

 

учитель-логопед

 

 

9

 

Систематическое оснащение логопедического кабинета речевыми пособиями и литературой.

 

до 01.09,

а также в течение года

ОУ

 

 Приобретение пособий и дидактических игр.

 

 

учитель-логопед

 

 

10

Дополнение паспорта логопедического кабинета и игротеки.

В течение учебного года

Продолжение накопления методического материала в электронном виде.

 

учитель-логопед

 

II.   Коррекционная работа

11

 

Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени.

 

 

15.09-15.05

(исключая каникулы и время обсле

дования) ОУ

 

Циклограмма рабочего времени

 

учитель-логопед

 

 

12

 

Проведение индивидуальных  коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени.

 

15.09-15.05

(исключая каникулы и время обсле

дования) ОУ

 

Циклограмма рабочего времени

 

учитель-логопед

 

                                                        III.  Научно-методическая работа

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей.

 

 Индивидуальное консультирование:

 

«Результаты диагностики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Публикация на сайте логопедического кабинета: «Речевое развитие ребёнка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Индивидуальное консультирование: «Методы и формы работы дома».

 

 

 

 

 Индивидуальное консультирование: «Промежуточные результаты коррекционной работы».

 

 

 Форум обратной связи: «Срочная помощь».

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное консультирование: «Вопрос – ответ».

 

Публикации на сайте: «По просьбам родителей».

 

 

Публикации на сайте: «По просьбам родителей».

 

 

 

 

 

Групповое и индивидуальное консультирование: «Работа с ребёнком на летних каникулах».

 

 

Публикации на сайте: «Летом закрепляем то, чему научились  за год».

 

 

 

 

 

 

 

Проведение групповых и индивидуальных консультаций для учителей, воспитателей.

 

Консультация для педагогов, воспитателя ГПД: «Особенности устной речи детей 8-го года жизни».

 

Консультация учителей начальных классов: «Шпаргалка для педагога. Логопедический словарь».

 

 

«Индивидуальный подход к детям с нарушениями речи в процессе обучения».

«Использование артикуляционных упражнений на уроках»

 

 

Консультация  для учителей: «Дисграфия и дизорфография, их проявления на письме у детей».

Для воспитателей ГПД:

«Использование мнемотаблиц  для работы по составлению рассказов».

 

 

 

Для учителей: «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

Консультации воспитателей ГПД по вопросам, возникающим в работе с детьми.

Беседы с учителями: «Динамика речевого развития обучающихся, занимающихся на коррекционных логопедических занятиях».

 

 

 

 

 

 

сентябрь

1 класс-

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

 

 

 

февраль

март

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

     май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

август

 

 

 

сентябрь

 

 

 

 

 

октябрь

 

декабрь

 

 

 

     январь

 

 

февраль

 

 

 

  

 

март

 

 

в течение учебного года

 

в конце полугодия

 

 

 

 

 

Цель:    познакомить  родителей с результатами диагностического обследования обучающихся; наметить пути преодоления речевого дефекта; рассказать о требованиях предъявляемых к обучающимся, посещающим логопедические занятия.

 

Цель: познакомить родителей с основными понятиями коррекционной работы, специальной терминологией; познакомить родителей с нормами речевого развития детей; с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопедического кабинета.

 

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими преодолению речевого дефекта у обучающихся.

 

Цель: познакомить родителей с динамикой речевого развития ребёнка.

 

 

Цель: проконсультировать родителей в режиме онлайн при помощи  форума обратной связи на сайте логопедического кабинета; ответить на вопросы, которые оставляют родители.

 

Цель: ответить на вопросы волнующие родителей.

 

 

Цель: разместить информацию, которую родители хотят знать.

 

Цель: продолжать выкладывать материал, необходимый родителям для полноценной работы дома.

 

 

Цель: познакомить родителей с методами работы на летних каникулах; призвать родителей заниматься с ребёнком летом.

 

Цель: вызвать в родителях желание продолжить заниматься с ребёнком на летних каникулах; донести до родителей необходимость занятий по закреплению имеющихся знаний и умений детей на летних каникулах.

 

 

 

 

 

 

 

Цель: уточнить и расширить знания педагогов о особенностях устной речи первоклассников.

 

Цель: расширить кругозор педагогов; познакомить учителей начальных классов с логопедической терминологией.

 

 

Цель: рассказать учителям  русского языка, литературного чтения о эффективности артикуляционных упражнений  в развитии детей с речевыми нарушениями.

 

Цель: ознакомить с нарушениями письменной речи.

 

Цель: «Учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но связать 20-ть таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

            К. Д. Ушинский

 

 

 

 

 

 

Цель: определение эффективности коррекционных занятий в общеобразовательном процессе.

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

Методическое объединение учителей начальных классов ОУ.

Выступление: «Взаимосвязь логопеда, учителей и родителей».

 

 

 

март

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

16

 

Проведение собраний для родителей, чьи дети зачислены на коррекционные занятия.

 

 

 

Выступления на родительских собраниях по запросам учителей.

 

 

Родительское собрание: «Подведение итогов первого полугодия».

 

 

 

 

Родительское собрание: «Итоги года».

«Работа летом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стенд «Советы родителям»

 

 

в течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

в течение учебного года

 

 

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: ознакомление родителей с речевым развитием ребёнка, с  лексическими темами; единством требований, предъявляемых ребёнку с нарушениями речи.

 

 

 

 

 

 

Цель: познакомить родителей с динамикой речевого развития детей; наметить план работы на следующее полугодие.

 

 

Цель: донести до родителей необходимость занятий по закреплению имеющихся знаний и умений детей на летних каникулах; продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах; осветить результаты работы за год.

 

 

 

 

 

Систематическое обновление информации.

 

учитель-логпед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Проведение индивидуальных консультаций для родителей

в течение года

ОУ

 

Суббота: 16:00-16:40

 

учитель-логопед

 

 

18

 

Проведение открытых  фронталь –

ных занятий для родителей, чьи  дети посещают логопедические занятия.

 

декабрь,

апрель

ОУ

 

Приглашаются родители, чьи дети посещают коррекционные  занятия. Тема   определяется согласно перспектив

ному плану.

 

 

учитель-логопед

 

IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ

19

 

 

 

 

 

 

Диагностика различных сфер деятельности, определение функций ребёнка.

 

 

 

 

 

 

со 2 по 15 сентября,

16-30 мая

 

 

 

 

 

 

Совместное проведение с педагогом-психологомисследования сенсорной и познавательной сферы, мелкой моторики у детей.

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед

 

20

 

Анализ результатов обследования,

составление индивидуальных программ развития.

 

сентябрь

 

 

Цель: взаимный обмен информацией,  уточнение и конкретизация заключения, составление индивидуальных программ развития.

 

 

учитель-логопед

 

21

 

 

Направление детей (с согласия родителей) на городскую ПМПК

 

 

в течение года

 

Цель: более углублённое обследова-

ние, опреде-

ление образователь-

ного маршрута.

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

22

 

 

 

Знакомство с содержанием коррекционного обучения.

перед началом коррекционной работы (2 раза в год – перед каждым периодом коррекц.обучения)ОУ

Цель:  ознакомление  психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с      лексическими тема-

ми, которые будут изучаться в группе, с    программными требованиями на текущий год;  уточнение  методов и приёмов, набор игр, которые будут использоваться в  кор-

рекционной работе психологом; с   программами обучения русскому языку на текущий год учителями начальных классов.

 

 

 

 

Участник единого коррекционного процесса

 

23

Информирование учителей  начальных классов.

В течение учебного года

Цель: о продвижении на занятиях (успехах, неудачах) детей, занимающихся с логопедом.

учитель-логопед

 

24

 

Обмен опытом. Взаимопосещение занятий

Русский язык  4 класс

 

 

 

 

Русский язык  3 класс

 

 

 

Окружающий мир 3класс

 

 

 

Логопедические занятия

 

 

 

 

Русский язык  1 класс

 

 

 

 

 

Литературное чтение  2 класс

  

 

 

 ноябрь

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

февраль

 

 

 

февраль

 

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

Педагогов начального звена:

«Развитие проектных навыков у младших школьников на уроках русского языка».

 

«Формирование орфографической зоркости в начальной школе».

 

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО».

 

«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в формировании УУД».

 

«Активизация познавательной деятельности  младших школьников».

 

«Эффективные методы и приёмы  развития читательской компетенции у обучающихся с учётом требований ФГОС НОО».

 

слушатель

 

 

 

 

 

 

слушатель

 

слушатель

 

 

учитель-логопед

 

слушатель

 

 

слушатель

 

25

 

 

 

Контакт с медработниками, врачом школы-интерната.

 

 

 

в течение года

Цель: изучение медицинских дел детей перед началом логопедического обследования; уточнение диагноза; регулярные наблюдения, консультации о состоянии здоровья обучающегося.

учитель-логопед

 

26

 

 

 

Подготовка документации к ПМПк, направление на  городскую, областную ПМПк 

на ПМПк-согласно плану работы МОУ. На ПМПК- по мере необходимости.

 

Цель: совместное составление  пакета документов

при необходимости         представления ребёнка на ПМПК (с согласия родителей);

в случае необходимости смены образовательного маршрута

  

 

 

 

учитель-логопед

 

27

 

Индивидуальное консультирование для педагогов школы по мере необходимости.

 

еженедель-

но:

вторник, пятница:

12:00-12:40

 

Цель: методика проведения артикуляционной гимнастики; развитие фонематического слуха; формирование слухового анализа; выполнение домашнего задания по логопедии.

 

учитель-логопед

 

V. Повышение профессиональной компетентности

28

Работа с научной и публицистической литературой.

в течение года

Изучение статей периодических изданий «Школьный логопед», «Дефектология».

учитель-логопед

 

29

 

Работа в Интернете.

в течение года

Изучение ресурсов на учительских сайтах, публикация в них  собственных методических разработок; публикация на сайтах школы.

учитель-логопед

 

30

Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

 

 

в течение года

Внедрение инновационных  и компьютерных технологий, программ, нетрадиционных методов коррекции речи в логопедическую работу.

 

учитель-логопед

 

31

 

 

Повышение квалификации.

 

в течение года

Систематическое ознакомление с новинками, спец. литературой по логопедии;  взятие на вооружение методов и приёмов работы применительно к логопедическим занятиям.

 

учитель-логопед

 

32

 

 

 

Самообразование.

 

 

 

в течение года

Пополнение знаний, ознакомление с инновационными  программами  и технологиями; систематический обзор дефектологической литературы; принятие участия в методических объединениях.

 

 

 

учитель-логопед

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»