Логопедическая служба

ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская
школа-интернат»

 

Логопедическая служба

Что делает логопед?

Нарушение речи — распространённое явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

 

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия.

 

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед  делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.

Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

 

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, то есть исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи,
  • коррекция произношения,
  • накопление и совершенствование словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамматической стороны речи,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

В ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат» учитель-логопед Гуторова Л.И. осуществляет логопедическую помощь воспитанникам школы-интерната осуществляя:

  1. Обследование речи обучающихся начальных классов с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся у них дефекта;

    • комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;

    • составление программы коррекционной работы;

    • проведение индивидуальных и групповых занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, используя современные образовательные технологии;

    • реализация образовательных программ.

  2. Коррекция нарушенных функций:

    • из речевых:

      1. фонетических процессов;

      2. лексико-грамматического строя речи;

      3. нарушений процессов чтения и письма.

    • неречевых:

      • мелкой моторики пальцев рук.

    • Психических процессов: вниман6ие, памяти, мышления.

    • Отслеживания динамики состояния письменной речи, динамики развития техники чтения.

  3. Консультативная работа:

    • работа с родителями;

    • ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики;

    • предоставление рекомендаций учителям и воспитателям по индивидуальной работе с детьми.

  4. Профилактическая работа:

    • участие в педагогических советах;

    • школьном педконсилиуме;

    • на родительских собраниях с целью ознакомления с динамикой развития обучающихся, посещающих логопедические занятия.

  5. Взаимодействие с ПМПК для уточнения диагноза и определения образовательного маршрута ребенка.

  6. Апробирование совместной программы с целью закрепления речевого материала посредством изобразительного искусства во время кружковой работы.

Цель работы: работа школьного логопедического кабинета является коррекция и профилактика нарушений развития устной и письменной речи обучающихся.

Задачи:

  • Своевременное выявление нарушений развития письменной и устной речи обучающихся.
  • Комплектование групп. Организация коррекционного процесса, направленного на преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
  • Оформление и ведение документации.
  • Пропаганда логопедических знаний с целью профилактики нарушений развития речи.
  • Консультативно-методическая работа с учителями начальных классов, родителями, воспитателями ГПД, психологом.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
  • Введение в коррекционный процесс средств ИКТ с целью повышения его результативности.
  • Оснащение кабинета учебно-методическими  пособиями и наглядным дидактическим материалом.
  • Повышение уровня профессиональной квалификации.

Приоритетные направления деятельности:

  • Диагностико-проектная деятельность.
  • Коррекционно-развивающая деятельность.
  • Консультативно-методическая деятельность.
  • Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности.
  • Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

 

Схема деятельности логопедической службы ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 14.05.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»