Программа духовно-нравственного воспитания «Возрождение»

ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская
школа-интернат»

 

Программа духовно-нравственного воспитания «Возрождение»

Программа духовно-нравственного воспитания «Возрождение»

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи Программы
  3. Механизм реализации Программы
    1. Основополагающие принципы реализации Программы
    2. Этапы реализации Программы
    3. Содержание Программы
    4. Работа с родителями
    5. Методы реализации Программы
    6. Диагностика
    7. Критерии успешности нравственного образования
  4. Ожидаемые результаты

 

1. Пояснительная записка

 В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных.

В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Модернизация общего среднего образования, направленная на совершенствование учебного процесса в школе и всей системы учебно-воспитательной работы в ней, на формирование личности школьника не может происходить без усвоения основ нравственности, которую К.Д.Ушинский считал золотой оправой образования и главной определяющей нравственной направленности личности.

Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без его знакомства с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования, которое должна обязательно давать общеобразовательная школа в рамках базового компонента учебного плана. Нравственное образование рассматривается как вечная ценность человечества, как обязательный системообразующий незаменимый компонент общего образования, лежащий в первооснове морального воспитания в обществе.

Школа сегодня в силу объективной необходимости остается главным и, пожалуй, единственным центром, где как-то еще сохраняются и регулярно поднимаются вопросы нравственного развития и воспитания детей, содействия процессу нравственного воспитания вне школы и в семье, и ищет пути его сохранения.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • данная проблема актуальна;
  • нравственное воспитание является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

В связи с этим в коллективе Каменской школы-интерната №2 возникла необходимость систематизировать накопленный опыт работы по данной теме и создать единую программу, посредством которой можно знакомить детей с нормами нравственности и  развивать качества личности,  которые необходимы для жизни в современном мире.

Так появилась программа духовно-нравственного воспитания «Возрождение».

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Программа духовно-нравственного воспитания предусматривает:

  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своей социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную и региональную специфику;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

Программа определяет цели, задачи и направления организации нравственного воспитания в системе воспитания, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы нравственного воспитания детей.

Программой предусматривается: реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем и задач.

Нормативно-правовой базой для разработки Программы явились  следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка;
  • Декларация прав и свобод человека;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Устав школы.

2. Цели и задачи Программы 

Реализация Программы будет осуществляться с целью последовательного создания в школе целостной, гуманистически ориентированной, научно прогнозируемой в своём развитии системы духовно-нравственного воспитания детей.

Для достижения этой цели Программа должна обеспечить решение следующих практических задач:

  •  сбор и анализ информации о состоянии нравственного воспитания в школе;
  •  выработка организационно-управленческой модели совершенствования духовно-нравственной воспитательной работы;
  • создание единого воспитательного пространства, прежде всего путём выявления, систематизации и распространения эффективного воспитательного опыта;
  • создание механизма интенсивного взаимодействия различных организационно-управленческих структур для своевременного решения актуальных задач духовно-нравственного становления воспитанников.

Цель Программы: гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1) в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести), способности воспитанника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали, осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у воспитанника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

 2) в области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, другими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

3) в области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 Скачать

Дата последнего обновления страницы 19.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»