Что делает логопед?
Нарушение речи — распространённое явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия.
Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.
Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, то есть исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- развитие связной речи,
- коррекция произношения,
- накопление и совершенствование словаря,
- развитие физического и речевого слуха,
- развитие грамматической стороны речи,
- развитие артикуляционной моторики,
- обучение навыкам словообразования и словоизменения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
-
развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
-
формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
-
формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
-
профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
В ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат» учитель-логопед Гуторова Л.И. осуществляет логопедическую помощь воспитанникам школы-интерната осуществляя:
-
Обследование речи обучающихся начальных классов с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся у них дефекта;
-
комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
-
составление программы коррекционной работы;
-
проведение индивидуальных и групповых занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, используя современные образовательные технологии;
-
реализация образовательных программ.
-
Коррекция нарушенных функций:
-
из речевых:
-
фонетических процессов;
-
лексико-грамматического строя речи;
-
нарушений процессов чтения и письма.
-
неречевых:
-
Психических процессов: вниман6ие, памяти, мышления.
-
Отслеживания динамики состояния письменной речи, динамики развития техники чтения.
-
Консультативная работа:
-
Профилактическая работа:
-
участие в педагогических советах;
-
школьном педконсилиуме;
-
на родительских собраниях с целью ознакомления с динамикой развития обучающихся, посещающих логопедические занятия.
-
Взаимодействие с ПМПК для уточнения диагноза и определения образовательного маршрута ребенка.
-
Апробирование совместной программы с целью закрепления речевого материала посредством изобразительного искусства во время кружковой работы.
Цель работы: работа школьного логопедического кабинета является коррекция и профилактика нарушений развития устной и письменной речи обучающихся.
Задачи:
- Своевременное выявление нарушений развития письменной и устной речи обучающихся.
- Комплектование групп. Организация коррекционного процесса, направленного на преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
- Оформление и ведение документации.
- Пропаганда логопедических знаний с целью профилактики нарушений развития речи.
- Консультативно-методическая работа с учителями начальных классов, родителями, воспитателями ГПД, психологом.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
- Введение в коррекционный процесс средств ИКТ с целью повышения его результативности.
- Оснащение кабинета учебно-методическими пособиями и наглядным дидактическим материалом.
- Повышение уровня профессиональной квалификации.
Приоритетные направления деятельности:
- Диагностико-проектная деятельность.
- Коррекционно-развивающая деятельность.
- Консультативно-методическая деятельность.
- Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности.
- Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.
Схема деятельности логопедической службы ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
|
|