Расписание консультаций учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год
День недели |
Время консультаций |
Суббота |
для родителей и педагогов |
16:00-16:40 |
Тема: Усвоение правописания словарных слов
Уважаемые родители!
Бесчисленное количество ошибок, имеющихся в школьных тетрадях на так называемые «словарные» слова, буквально приводит в ужас. Ведь в одном и том же слове из работы вработу, из года в год один и тот же ребёнок делает одни и те же ошибки! В чём же здесь дело? И как это преодолеть?
Прежде всего, необходимо до конца понять следующее. В русском языке имеется большое количество слов, которые пишутся в соответствии с так называемым «условно-историческим» принципом, то есть так, как исторически сложились правила их написания. Сюда же относятся слова, заимствованные из других языков, которые также пишутся в соответствии с законами тех языков. Теперь уже никто, кроме, разве, языковедов, не может точно сказать, почему, например, в слове «огурец» надо писать О, а не А, а в слове «картофель», наоборот, А, не О. Просто в течение вот уже нескольких столетий так писали наши предки или так пишутся эти слова в тех языках, из которых слова к нам пришли. А поскольку многие из этих слов широко распространены в современном руссском языке и встречаются буквально на каждом шагу, то в связи с этим возникает необходимость овладения их правописанием. И путь для этого только один – все эти слова необходимо запомнить. причём запомнить твёрдо, на всю жизнь!
С учётом этой необходимости для таких слов в школе заводятся специальные словари, постепенно пополняемые всё новыми и новыми словами.Однако, по моим наблюдениям, многие родители не придают этим словарям должного значения и не приучают своих детей, начиная с первого класса, к обязательному и прочному заучиванию словарных слов. А если ребёнок не выучил в первом классе, как пишется , допустим, слово «собака», то это значит, что в отношении этого слова он на всю жизнь остался безграмотным, поскольку во втором, третьем и более старших классах для заучивания предлагаются уже новые слова и к прежним обычно не возвращаются. О них постоянно напоминают лишь бесконечные двойки. Но даже эти слова и заучиваются ребёнком, то, как показывает опыт общения с неуспевающими детьми , часто ребёнок помнит, что это «словарное слово», но совершенно не помнит, какая буква должна быть в нём написана, а ведь только из-за неё и заучивалось это слово!
Рекомендации по заучиванию словарных слов
В процессе заучивания слова следует произносить так, как они пишутся, а не так, как их принято произносить, обычно, например: «корова», «потолок», а не «карова», «паталок». Строжайшее соблюдение этого условия необходимо, так как в противном случае ребёнок, хотя и будет знать, что это слово «словарное», но не сможет его написать правильно, о чём я уже говорила выше. В чём же тогда смысл заучивания?
С целью улучшения запоминания слов лучше постараться самим найти какие-то приёмы заучивания, позволяющие вносить как бы некоторую долю осмысления в этот, в общем, механический процесс. Допустим, Вы решили выделить из общей массы словарных слов названия овощей. Их лучше всего записать в два столбика с учётом содержащейся в их составе гласных о или а, например:
о а
огурец картофель
помидор кабачок
морковь капуста
горох баклажан
Для облегчения запоминания полезно отметить для себя и то обстоятельство, что названия первых трёх овощей, второго столбика начинаются на букву К (то есть в названиях овощей, начинающихся на К надо писать а).
В заимствованных словах может писаться не только –оро-, -оло-, но и –ара, -ала-. Поэтому для лучшего усвоения этих слов опять-таки лучше прибегнуть к записи их в два столбика.
-оро-, -оло--ара-, -ала-
соловей сарафан
порошок таракан
дорога карантин
солома парашют
Большим облегчающим обстоятельством для усвоения правописания этих слов является то, что в них пишется либо два о, либо два а. По этому если в словах «гараж», «парад», «сарай», в ударном слоге пишется а, то в «сомнительном» предударном слоге (то есть по другую сторону букв р или л) также следует писать а, не о.
И если ребёнок осознаёт эту закономерность, то после сравнительно непродолжительных упражнений в правописании этих слов в его тетрадях полностью исчезнут такие безобразные написания, как «гарох», «полатка», «гораж», поскольку он будет знать, сто в этих словах надо писать либо о, либо два а.
В процессе заучивания словарных слов необходимо к каждому из них подбирать, возможно, большее число родственных слов. Например, запомнив слово «барабан», ребёнок одновременно должен овладеть и правописанием слов «барабанчик», «барабанить», «барабанщик», «барабанный» (бой).
Наступление на безграмотность должно вестись более широким фронтом, да и такое «обыгрывание» каждого словарного слова значительно повышает быстроту и прочность его запоминания. Это очень важно ещё и для развития у ребёнка «чувства языка» и, в частности, для совершенствования навыка подбора однокоренных слов, столь необходимого при практическом применении правила на правописание безударных гласных.
Совершенно необходимым условием для усвоения словарных слов является систематическое проведение предупредительных диктантов, которое позволяет не допустить ошибок в этих словах и даёт возможность «приучать руку» ребёнка к их правильному написанию. При отсутствии (или после исчезновения) ошибок в предупредительных диктантах можно переходить к контрольным диктантам, которые уже не предусматривают предварительного разбора подлежащих записи слов.
Те словарные слова, написание которых уже прочно усвоено ребёнком, постепенно исключаются из работы, с тем чтобы можно было больше внимания уделить более трудным для него словам.Вновь возвращаться к «исключённым» словам приходится лишь в случае возвращения ошибок, и делать это нужно немедленно, не ожидая «обратного развития событий».