Нарушение речи — распространённое явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия.
Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.
Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, то есть исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
В ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат» учитель-логопед Гуторова Л.И. осуществляет логопедическую помощь воспитанникам школы-интерната осуществляя:
Обследование речи обучающихся начальных классов с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся у них дефекта;
комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
составление программы коррекционной работы;
проведение индивидуальных и групповых занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, используя современные образовательные технологии;
реализация образовательных программ.
Коррекция нарушенных функций:
из речевых:
фонетических процессов;
лексико-грамматического строя речи;
нарушений процессов чтения и письма.
неречевых:
мелкой моторики пальцев рук.
Психических процессов: вниман6ие, памяти, мышления.
Отслеживания динамики состояния письменной речи, динамики развития техники чтения.
Консультативная работа:
работа с родителями;
ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики;
предоставление рекомендаций учителям и воспитателям по индивидуальной работе с детьми.
Профилактическая работа:
участие в педагогических советах;
школьном педконсилиуме;
на родительских собраниях с целью ознакомления с динамикой развития обучающихся, посещающих логопедические занятия.
Взаимодействие с ПМПК для уточнения диагноза и определения образовательного маршрута ребенка.
Апробирование совместной программы
Цель работы: работа школьного логопедического кабинета является коррекция и профилактика нарушений развития устной и письменной речи обучающихся.
Задачи:
Приоритетные направления деятельности:
Схема деятельности логопедической службы ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»