Как справиться с эмоциональным выгоранием?

«Синдром эмоционального выгорания» — отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

  • Эмоциональную истощенность.

  • Деперсонализацию (цинизм).

  • Редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

 

Профессиональное выгорание — процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.

 

Первая стадия

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

 

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели.

 

Третья стадия

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения.

Как можно справиться с синдромом эмоционального выгорания? Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, Вы не только сможите предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания);

  • использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы — курсы повышения квалификации, конференции);

  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относиться к конфликтам на работе;

  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем. 

Источник: http://www.liceum9.ru/index.php/2010-09-03-04-26-44/835-kak-spravitsja-s-emotsionalnym-vygoraniem?format=pdf

 

Сохранение психического здоровья педагога

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье учащихся.

Проведем небольшой тест. Ниже приведены два основных признака, по которым условно можно судить о состоянии психического здоровья. Попробуйте соотнести их с Вашей жизнью и профессиональной деятельностью.

  1. Позитивное настроение, в котором находится человек, полное спокойствие, уверенность в своих силах, вдохновение

  2. Высокий уровень саморегуляции, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Если Вы чувствуете уверенность в своих силах, Вас вдохновляет Ваша деятельность, Вы спокойнее переносите ситуации стресса, Ваша психика здорова! Но если Вы часто испытываете неудовлетворенность, чувство тревоги и напряжения, часто сомневаетесь в своих действиях, то следует обратить внимание на потребности Вашего организма!

Профессия педагога считается одной из самых стрессогенных и энергозатратных. Нередко в этой сфере как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия возникает синдром эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности исполнением работы.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При эмоциональном сгорании налицо все три фазы стресса.

  1. Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные клиенты, дети. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.

  2. Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, выборочного выполнения профессиональных функций.

  3. В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений.

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации.

Рекомендации по профилактике стресса, Вы не только сможете предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

 

Источник:www.liceum9.ru/index.php/2010-09-03-04-26-44/879-sohranenie-psihicheskogo-zdorovja-pedagoga?format=pdf